Физиологический аспект постановки звуков
Детский речевой аппарат развивается поэтапно, и это напрямую влияет на то, какие звуки ребёнок может воспроизводить в определённом возрасте. Сначала формируются простые звуки, а по мере развития мышц — более сложные:
Простые звуки — «А», «О», «У», «И», «Ы»; «Б», «П», «В», «М», «Ф» — формируются первыми, ещё в период лепета, поскольку для их произнесения нужно лишь незначительное напряжение мышц.
Средней сложности — «Г», «К», «Х», «С», «Т», «Д», «Н», «Й», «Ї», «З», «Ц» — появляются позже, так как требуют больше усилий со стороны языка.
Сложные звуки — «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «Л», «Р» — формируются последними. Именно с ними чаще всего возникают трудности, поскольку требуется точная координация губ, языка и даже дыхания. Особого внимания заслуживает звук «Р», который считается самым сложным из-за необходимости вибрации кончика языка.
Понимание того, какие звуки являются простыми, а какие — сложными, помогает правильно выстроить занятия. Коррекция произношения звуков — довольно сложный процесс, поэтому многие родители обращаются за помощью к квалифицированным логопедам. Например, наши специалисты творят настоящие чудеса, ставя звуки детям в онлайн-формате.
Психология работы над звуками
Психологический аспект тоже имеет значение. Если ребёнок будет осваивать сначала простые, а затем более сложные звуки, он быстрее достигнет успеха, что придаст ему не только уверенности в себе, но и мотивации к дальнейшему развитию речи. Это как с обучением плаванию: начинают не со сложных стилей, а с удержания на воде с помощью надувных аксессуаров.
Постановка, автоматизация и дифференциация звука
Существует несколько эффективных методов формирования навыка произнесения определённого звука:
Звукоподражание. Оптимальный вариант для простых звуков. Вы воспроизводите звук, и предлагаете ребёнку повторить.
Опора на другой звук. Метод заключается в произнесении звука, похожего на целевой. Например, если ребёнок не может выговорить «Ш», его можно поставить через «С», предложив пошипеть, а затем поднять язык к нёбу.
Механическим способом. Произношение некоторых звуков можно скорректировать с помощью специальных инструментов или подручных средств. Например, чтобы поставить «Р», можно аккуратно приподнять кончик языка к альвеолам с помощью ручки чайной ложки.
Когда ребёнок научился правильно произносить звук изолированно, начинается этап автоматизации. Это длительная практика, включающая: произношение звука по отдельности, затем в слогах, в словах, предложениях и в диалоге.
Последним этапом является дифференциация звука: ребёнок должен научиться отличать поставленный звук от других, на него похожих — например, «Р» от «Л», «Ш» от «С». Здесь можно использовать игру «Поймай звук»: вы произносите разные слова с проблемным звуком, а ребёнок хлопает в ладоши, когда его слышит. Ещё одно эффективное упражнение — с карточками. Подготовьте изображения предметов, в названиях которых есть похожие звуки, и предложите ребёнку рассортировать их на две группы. Или игра «Исправь ошибку»: нарочно произносите слова с ошибками («скола» вместо «школа», «делево» вместо «дерево»), а ребёнок должен их исправить.